Меню сайта

МЭЮЗ. Ювелирное мастерство со 100-летней историей

Московский Ювелирный Экспериментальный Завод был основан осенью 1926 года. Первоначально производство осуществлялось в двух цехах. В золото-ювелирном цехе изготавливались кольца, серьги, броши, подвески, медальоны, браслеты, кулоны, портсигары (в том числе с бриллиантами и цветными камнями). В цехе серебра завода изготавливались половники, столовые и чайные ложки, вилки, сахарницы, подстаканники, чашки с блюдцами, ларцы, а также часы.

В годы Великой Отечественной войны цеха завода были переоборудованы для выпуска продукции для нужд вооруженных сил. В 1942 году завод был переименован в Московский ювелирно-часовой завод. В 1943 году государство поручило заводу выполнение профильных заказов по изготовлению эмблем – «Маршальской звезды» и ордена «Победы», высшей военной награды СССР. Для выполнения задания была выделена группа квалифицированных ювелиров во главе с начальником производства Иваном Федоровичем Казенновым. Всего было изготовлено 22 заказа.


орден победа.jpg


В 1957 году завод разработал и изготовил ряд сувениров и подарков для участников и гостей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Эта работа положила начало активной деятельности гранильной фабрики с использованием уральских камней и синтетических «рубиновых сплавов».

В 1970-е годы благодаря работе мастеров-ювелиров – реставратора и ювелира Геннадия Федоровича Алексахина, мастера по драгоценным камням Бориса Васильевича Иванова и экспериментального производственного ювелира-модельера Владимира Егоровича Жилина – завод начал процветать, и к этому времени ему было возвращено прежнее название «Московский ювелирный завод».


мэюз 70-е.jpg


В 1971 году была проведена модернизация завода и он стал называться МЭЮЗ – «Московский ювелирный экспериментальный завод». В 1974 году главный художник МЭЮЗа Владимир Ситников был приглашен руководить «Экспериментальной Ювелирной лабораторией» Всесоюзного института Гознака. Под его руководством работали другие высококвалифицированные специалисты завода. Работа этого коллектива позволила не только восстановить многие уникальные памятники ювелирного искусства, но и пополнить Государственный фонд России новыми ювелирными изделиями, не имеющими аналогов в мире.

Одни из лучших образцов ювелирного мастерства были изготовлены в 1980-е годы. Среди них – золотая корона, украшенная 2 тыс. бриллиантов, изготовленная к 500-летию Благовещенского собора Московского Кремля. Ювелиры МЭЮЗ принимали участие в реставрации уникального экспоната – Большой Императорской короны, символа Алмазного фонда России.


большая императорская корона.jpg


Новое время требовало новых дизайнерских и технических решений, и мастера МЭЮЗа, реагируя на меняющиеся тенденции, осваивали новые методы и материалы. Так, в 1990-е годы современный подход в пластических решениях при создании ювелирных изделий продемонстрировал заводской художник Сергей Викторович Хренов. По его эскизам броши замысловатой формы представляли собой невероятные конструкции. Не отставали и другие мастера. Владимир Георгиевич Ситников считается основателем нового направления в декоративно-прикладном искусстве – «Анималистическая скульптура в технике филиграни». Алиния Петрова и Валерий Голованов работали над эскизами уникальных ювелирных наград для многих российских и международных профессиональных конкурсов.

Сегодня классические традиции и знание современных тенденций высокой ювелирной моды позволяют мастерам и художникам МЭЮЗа быть в авангарде российской ювелирной промышленности. Ювелирные изделия завода отличают уникальные художественные решения и оригинальный дизайн, а в их производстве традиционно используются только российские бриллианты.

кольцо с сапфиром и бриллиантамисерьги из белого золота с бриллиантамиброшь из белого золота с бриллиантамисерьги из белого золота с жемчугом и бриллиантамикольцо из белого золота с бриллиантами


Вернуться к списку новостей