Меню сайта

Оптические эффекты минералов

Драгоценные камни всегда пленяли нас своей красотой и загадочностью. Удивительные оптические эффекты делают каждый из них уникальным. От дисперсии бриллианта до радужных переливов опала, каждый камень обладает неповторимым характером, созданным самой природой. В этой статье мы познакомим вас с миром уникальных оптических особенностей драгоценных камней и объясним, как они могут добавить к ценности камня несколько нолей и сделать его ценным для коллекционеров.




Дисперсия


Дисперсия, игра бликами, такой эффект наблюдается у ограненных камней при прохождении света сквозь них. Этот термин был введен Исааком Ньютоном в 1672 для описания разложения белого света в радужный спектр при преломлении в стеклянной призме. 

дисперсия.jpg

Бриллианты отличаются от прочих камней наиболее сильно выраженной дисперсией, что и придает им наибольшую ценность, помимо твердости и других уникальных свойств. Отражаясь множество раз внутри ограненного камня, свет расщепляется на составляющие. Поэтому для наиболее высокого показателя «игры», «огня» бриллианта, как еще называется дисперсия, важен тип огранки. Круглая огранка идеально подходит для бриллиантов, поэтому и получила название «бриллиантовая» или «клиновидная». Этот тип огранки чаще всего содержит 57 граней, идеальные пропорции и форму для наиболее выраженной «игры». Свет, попадающий внутрь такого камня, полностью возвращается к наблюдателю. Интересный факт – круглая огранка мелких камней влечет за собой потерю первоначального объема до 50%, что значительно повышает стоимость камня.




Иризация


Иризация (греч. «ирис» – радуга) – оптический эффект переливчатости, радужной окраски какой-либо поверхности. Естественную иризацию можно наблюдать на крыльях бабочек и жуков, внутренней стороне раковин моллюсков, чешуе рыб, и, конечно, некоторых минералов. Интенсивность иризации зависит от освещенности и угла наблюдения. Она связана с распределением света в тонких пластинах, слоях, внутренних трещинах и других микроструктурах, толщина которых сопоставима с длиной волны видимой части светового спектра. Термин был упомянут еще Георгом Агриколой в 1546 году. Самые лучшие образцы камней, с отчетливо видной иризацией – это, конечно же, отполированные пластинки камня или кабошоны, где максимальная поверхность камня дает возможность видеть красивые переливы.  

иризация.jpg

Иризация лучше всего иллюстрируется блестящей переливчатой игрой благородного опала, нежно-голубым сиянием адуляра, серебристо-синими бликами лабрадора. Олигоклаз также характеризуется сине-голубой, зелено-голубой и, в меньшей степени, золотистой переливчатостью.


Встречается этот эффект и в других камнях. Переливчатость наблюдается также в кварце, кианите, пироксене и некоторых корундах. 


При имитации олигоклаза или лабрадора не удается получить ярко выраженной иризации, что сразу заметно. Поэтому, при покупке этих камней важно внимательно рассмотреть их под прямыми лучами света. 




Опалесценция


Опалесценция – способность камня вспыхивать разными оттенками под разными углами зрения. Это частный тип иризации. Эффект назван в честь благородного опала – камня, который показывает свои радужные всполохи на своей поверхности и сочетает в себе целую гамму оттенков. 

опалесценция.jpg

Прежде всего, давайте разберемся, что такое опал. Это аморфный минерал из группы кварца, не имеющий фиксированной кристаллической структуры. Он состоит из так называемых «глобул» – крупных частиц других элементов и застывшего кремнезема, непосредственно влияющих на свойство опалесценции. 


В зависимости от первоначального цвета благородного опала, проявляется опалесценция по-разному. К примеру, в белой, светлой основе вспышки будут приглушенными, пастельными. Такой опал называется «благородным белым опалом». Яркие радужные вспышки проявляются в темной основе благородного черного опала. 

Синтетические искусственные опалы не обладают такой же выраженной опалесценцией, как природные. Имитации имеют более резкие переходы и жесткое сияние. Яркость таких камней идет не изнутри, как в природных минералах, а с поверхности. 


Цены на благородные опалы, в силу их редкости, весьма высокие. Белые благородные опалы оцениваются от 300 долларов за карат. Черные – на порядок дороже.




Плеохроизм


Плеохроизм – очень распространённый оптический эффект, в той или иной степени свойственный многим минералам и драгоценным камням. Этот эффект означает, что смена оттенков камня происходит при вращении камня под разными углами. Луч света проникает внутрь камня и выявляет цвет наибольшей интенсивности. При этом изменяются интенсивность окраски, ее оттенок, а иногда и основной цветовой тон. 

плеохроизм.jpg

В природе таким эффектом обладают турмалины, некоторые виды рубинов, сапфиров, изумрудов, цитринов и другие самоцветы. 


Различают 2 типа плеохроизма: 


  • Дихроизм – минерал переливается двумя цветами. Обычно они отличаются только оттенком, например, желтовато-красный и карминово-красный в рубине. Или отличие проявляется в близких цветах, как в иолите – фиолетовый и синий.

  • Трихроизм – в минерале присутствуют три окраски. Тут разнообразие основного тона и его оттенков может быть практически противоположным по цветовому кругу. 


При оценке плеохроизма важно освещение. Под естественным источником света лучше раскрываются, например, сапфиры или танзаниты. Такие камни называются «дневными». Это обусловлено тем, что естественный дневной свет усиливает синие, фиолетовые и зеленые оттенки минералов. «Вечерние» камни красных, оранжевых или желтых оттенков выглядят и раскрываются ярче под стандартными желтыми лампами накаливания.





Александритовый эффект


Александритовый эффект (цветовой реверс) часто путают с плеохроизмом. Однако это принципиально разные свойства минералов. Если плеохроизм зависит от поворота камня, то александритовый эффект связан с разностью освещения.

александрит.jpg

Название этого эффекта происходит от драгоценного камня I порядка – александрита, но таким же свойством обладает еще ряд минералов: корунды, шпинели, гранаты и другие. 


Явление смены окраски у камня, в зависимости от типа освещения, происходит при изменении типа освещения: при естественном белом свете проявляется один цвет, а при искусственном желтом – совершенно иной. Александрит под лучами солнца или лампы дневного света окрашен в холодные оттенки, от темно-синего до малахитового. В свете желтой лампы накаливания он становится пурпурно-розовым или алым. Реверс цвета минерала оценивается в процентах. И если внешне такой эффект кажется красивым и интересным, то с точки зрения стоимости он может оказаться проигрышным – при дневном освещении, такой камень может иметь невыразительный, тусклый цвет. Эти минералы оцениваются существенно дешевле.




Астеризм


«Звездный эффект», «Звездчатость», как еще называется астеризм, представляет собой появление на полированной поверхности камня звезды из перекрещивающихся лучей света. Чаще всего этих лучей четное количество, однако встречаются и трехлучевые звезды. Это зависит от количества кристалллографических осей того или иного минерала. То есть, основной причиной проявления астеризма является наличие в кристалле игольчатых включений, чаще всего – рутила, расположенным параллельно направлению осей кристаллической решетки. При отражении света от этих волокон образуется пересечение световых полос. 

астеризм.jpg

Астеризм лучше всего проявляется в камнях сферической огранки и кабошонах.


Камни с таким эффектом всегда ценились и среди любителей и среди ценителей. Во-первых, потому что редкие. Во-вторых, потому что выглядит астеризм оригинально. А человеческая психика всегда очень реагирует на сильные образы. 


Одним из разновидностей астеризма является эффект «кошачьего глаза». При нем образуется не звезда, а только одна линия, «переплывающая» от одного края камня к другому.


Подделки астеризма отличаются от натурального фиксированным положением «звезды» на поверхности камня, либо слишком выразительными, четкими, как будто нарисованными, лучами.



Вернуться к списку новостей