Ювелирные цепочки. Краткая история и популярные виды плетений
Ювелирная цепь с древних времен считалась символом статуса и состоятельности. История золотой цепочки восходит ко временам Древнего Египта, когда верили, что золотое украшение, замкнутое вокруг шеи, защищает от злых духов. Тогда массивные украшения в виде толстых звеньев могли позволить себе носить только мужчины. Более изящные и легкие цепочки для женщин стали изготавливать значительно позже, а античную эпоху.

В Древнем Риме и Древней Греции, золотые цепи, изготавливаемые из цельных звеньев, методом «петля в петлю», носила вся знать. Массивные цепи с кулонами и прочими знаками отличия или эмблемами рода, передавались императорами по наследству. Богатые купцы использовали цепи для закрепления на них письменных принадлежностей – пера и чернильницы – незаменимых атрибутов торговых сделок. Жены высокопоставленных чиновников, а также знаменитые гетеры, вскоре тоже обзавелись цепочками, подаренными их мужьями и покровителями.
Несмотря на появление более продвинутых технологий изготовления золотых изделий в Средние века, с художественной точки зрения, цепи были весьма скромны и однообразны. Наиболее распространенное плетение средневековых цепочек – якорное, основательное и прочное, лишенное вычурности. Чаще всего они держали на себе ордена отличившихся доблестных мужей, монархов и священников. Но даже эти немногие избранные зачастую пренебрегали такими украшениями, ввиду их немалой тяжести.

Интерес к цепочкам, как ювелирным изделиям, заметно возрос с началом эпохи Возрождения. Богатство форм украшений достигло своего пика, с приходом стиля барокко в конце XVI века, а затем и рококо в XVIII веке. Первый отличался помпезностью, декоративностью и и пышностью форм, а второй – изяществом и плавностью тонких линий. На цепочках, где каждое звено представляло собой небольшую композицию из растительных орнаментов и фигурок, знать носила не менее фантазийные кулоны, богато украшенные эмалью и орнаментом.
Средний класс стал приобщаться к ювелирным изделиям из драгоценных металлов только к концу XVIII века и к началу Индустриальной эпохи. В тот период появилось множество зажиточных промышленников, вышедших из низших сословий. Эти нувориши могли себе позволить заказывать авторские украшения у дорогих ювелиров, в том числе и цепочки из разных драгоценных материалов. Тогда же начали появляться всемирно известные ювелирные мастерские, в которых практиковались талантливые ювелиры. Украшения, а особенно золотые цепочки постепенно становились привилегией и атрибутом женщин всех возрастов.
Впрочем, до современности мало что изменилось, кроме материалов. Сегодня снова популярны массивные цепочки, состоящие из крупных звеньев и изготовленные из самых разных материалов – от платины до пластика.

Наиболее популярные виды плетений цепочек

Якорное
Классическое и универсальное плетение в стиле унисекс. На его основе изготавливают цепочки множества других плетений. Технология «якоря» предполагает последовательное соединение звеньев, расположенных перпендикулярно друг к другу. Другие названия – «Ролло», «Шопард».
Панцирное
Также классическое плетение-унисекс. Его отличительной чертой являются отшлифованные с обеих сторон уплощенные звенья, которые, благодаря изгибу, расположены в одной плоскости. Благодаря такой конструкции цепь приобретает высокую прочность. Плетение может быть одинарным, двойным и тройным. Если звенья панцирного плетения имеют ромбическую форму, то плетению цепи присваивают название «Ромб» – разновидность панцирного плетения со звеньями, соответственно ромбовидной формы.
Снейк
Плетение в виде гладкого шнура, под которое подходит любая подвеска или шарм. В основе снейка лежит, чаще всего, плетение панцирного типа, но расстояние между элементами максимально уплотняется, после чего изделию в сечении придается овальная, прямоугольная и круглая форма. Таким образом плетение снейк напоминает змеиную кожу (snake – «змея» англ.). Другие – «Тройняшка», «Змейка», «Жгут», «Тондо», «Шнурок».
Бисмарк
Этот вид плетения особенно любим представителями сильного пола. Универсальность бисмарка обеспечивает возможность носить украшение с ним, будь то цепочка или браслет, по любому поводу и просто так. Бисмарк – очень трудоемкое плетение, состоящее из ряда сложных звеньев, которые сами по себе еще состоят из меньших разнонаправленных элементов. Прочный орнамент создается за счет плотного примыкания друг к другу всех звеньев цепи. Плетение бисмарк может быть может двойным, тройным или четверным. Есть несколько разновидностей этого плетения – «Кардинал», «Питон», «Лисий хвост».
Сингапур
Плетение этого вида имеет сложную спиралевидную структуру и не теряет своей актуальности за счет способности необычайным образом искриться на свету. Особенность плетения в том, что его звенья слегка изогнуты, отсюда – такой спиралевидный внешний вид.
Перлина
Это не совсем цепочка в ее классическом понимании. Перлина представляет собой чередование элементов в виде пустотелых шариков, цилиндров и других объемных фигур. Название произошло от итальянского слова «жемчужина», что не удивительно, ведь плетение действительно напоминает жемчужную нить.
Нонна
Оригинальное плетение, состоящее из маленьких звеньев, соединяющихся в нежный, ажурный узор. Этот вид плетения относится к панцирному подвиду, который, как и нонна, отличается высокой прочностью.
Колосок
Еще один подвид панцирного плетения, к тому же один из самых прочных. Такой способ соединения звеньев ещё и весьма презентабелен за счет своей оригинальности. Цепочки плетения колосок, преимущественно носят женщины, но чем больше толщина ювелирного изделия, тем более оно подходит к мужскому образу.
Лав
Элементы плетения лав (love – «любовь» англ.) получили свое название из-за необычной сердцевидной формы звеньев. Элементы соединяются между собой по панцирному типу в центральной точке завитка. Цепочки и браслеты такого плетения отличаются легкостью и изяществом, и, как правило, не требуют утяжеления подвесками или шармами.

Еще статьи про виды украшений:


