Меню сайта

Главный экспонат. Ценности Алмазного фонда Гохрана

В рассказе про Московский Экспериментальный Ювелирный завод мы уже упоминали про орден «Победа» и Большую императорскую корону. А что еще находится в главном государственном хранилище России?


Алмаз «XXVI съезд КПСС»


26 съезд.jpg

Самым крупным алмазом лимонно-желтого цвета, когда-либо добытым в России, стал алмаз «XXVI съезд КПСС» весом 342,57 карата. Найденный 23 декабря 1980 года, на кимберлитовой трубке «Мир», в республике Якутия, алмаз впоследствии был назван в честь предстоящего 26-го съезда Коммунистической Партии Советского Союза, запланированного на февраль следующего, 1981 года. Это собрание было уникально тем, что на нем были приняты основные направления экономического и социального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года.

Вес алмаза в 342,57 карата – это рекорд для всех драгоценных минералов, найденных на территории России, а в мире он занимает 25-е место среди самых крупных и известных алмазов.

В настоящее время алмаз «XXVI съезд КПСС» является самым крупным алмазом в коллекции Алмазного фонда Московского Кремля.




Диадема «Русская красавица»


русская красавица.jpg

Уникальные драгоценности семьи Романовых во времена НЭПа были проданы в 1920-х годах и бесследно исчезли. Их продавали почти за бесценок, часто незаконно, и разбирали на камни. 

Однако некоторые из драгоценностей, которые были национализированы, а затем проданы, сохранились до сих пор и неоднократно меняли владельцев, иногда появляясь в неожиданных местах.

Так произошло с диадемой семьи Романовых, получившей название «Русская красавица». Тиара, изготовленная в 1841 году по заказу царя Николая I для его жены Александры Федоровны была украшена натуральными крупными розовыми жемчужинами и 1000 бриллиантов.

Изначально тиара была куплена Мэри Глэдис, герцогиней Мальборо. Хотя открыто владеть царским сокровищем, проданным большевиками на черном рынке, было неловко, Мэри Глэдис не стала скрывать свою покупку и не позволила разобрать раритетную вещь на камни.

После смерти герцогини ее драгоценности были проданы на аукционе в 1970-х годах, и «Русскую красавицу» купила первая леди Филиппин Имельда Маркос за 4 миллиона долларов. Когда Маркосы были изгнаны с Филиппин в середине 1980-х годов, диадема была конфискована, а Имельда впоследствии вернувшись на Филиппины, так и не смогла получить назад свою драгоценность.

В 1987 году группа советских художников и ювелиров (В. Николаев, В. Ситников и Г. Алексахин) воспроизвела «Русскую красавицу» по сохранившемуся изображению, добившись почти точной идентичности. Реплика весом 400 грамм, изготовлена из платины и, также, как оригинал, украшена 1 000 бриллиантов и 25 жемчужинами с сохраненной подвижностью подвесок.

В 2015 году филиппинская президентская комиссия PCGG начала рассматривать предложения аукционных домов Sotheby's и Christie's о новой безвозмездной оценке лота 1990 года. В их число входят драгоценности, принадлежавшие Имельде Маркос. Правительство изучает возможность продажи лота на аукционе.



Орден Святого апостола Андрея Первозванного


орден андрея.jpg

Орден Святого Апостола Андрея Первозванного – высший орден Российской империи, впервые врученный в 1699 году графу Федору Головину, приближенному Петра I. 

Первое вручение ордена произошло после того, как Петр I вернулся из своего Великого посольства в Европу и внимательно изучил, как устроены соседние страны. Стало ясно, что из-за несоответствия наших дипломатических ритуалов иностранным русские выглядят варварами. В Европе молодой Петр мог бы быть награжден Большим Бранденбургским орденом и британским орденом Подвязки, но он отказался, потому что он не мог ответить эквивалентными орденами своей страны.

Петр I был только шестым по порядку кавалером, награжденным этим орденом. Первым кавалером ордена стал сподвижник царя, дипломат Федор Головин.

Вторым кавалером в 1700 году стал Иван Мазепа, который был лишен ордена в 1708 году за предательство в Северной войне на стороне врага России, шведского короля Карла XII.

За награждение кавалерийскими орденами в Российской империи взималась плата – лица, награжденные орденом Святого Андрея Первозванного, должны были заплатить 500 рублей. Пожертвования шли на выплату пенсий и благотворительные проекты.

За время существования ордена число кавалеров достигло примерно 1 000.

Орденский знак имеет две стороны: передняя представляет изображение Св. Андрея, висящего на так называемом Андреевском кресте, предоставленном продолговатым изображением в виде косого креста, на котором святой Апостол был распят. На обратной стороне изображен двуглавый орел с тремя золотыми коронами. С 1855 года к знакам отличия ордена, которым награждали за военные подвиги, были добавлены два скрещенных золотых меча.



«Большой букет»


большой букет.jpg

Еще одним роскошным экспонатом самого знаменитого музея стало корсажное украшение императрицы Елизаветы Петровны – Большой букет, который надевался на парадное платье императрицы. Стоит отметить, что двор дочери Петра I славился невероятной пышностью и великолепием. Иностранные послы, посещавшие императорский двор, были поражены убранством дворца и удивительными нарядами знати. А также уникальными драгоценностями русской императрицы.

Придворный ювелир Иеремия Позье создал серию великолепных брошей и корсажных украшений в виде драгоценных букетов из золота, серебра, эмали и драгоценных камней. Украшением, известным как «Большой букет», можно полюбоваться в сокровищнице Российского алмазного фонда. Бриллиантовые цветы, изысканно обрамленные изумрудными листьями, похожи на подарок «Хозяйки медной горы» из сказок Бажова.


Стилизованные цветы из бриллиантов – шиповник, ирис, нарцисс, незабудки, листья составленные из плоских изумрудов – помещены на гибкие золотые стебли, подняты на разную высоту и повернуты под разными углами, что придает всему изделию объемность. Вес драгоценных камней заставляет упругие стебли мелко дрожать при малейшем движении, цветы и листья слегка покачиваются, придавая украшению живость настоящего букета. В центре раскрытого бутона ириса, в ажурной оправе, находится природный светло-сиреневый бриллиант, весом 15,5 карата. Остальные бриллианты только кажутся цветными – мастер поместил под них тонкие пластины из разноцветной фольги.





«Большой треугольник»


большой треугольник.jpg

Золотой самородок невообразимых размеров – 31 x 27,5 x 8 см – был найден под Миассом в 1842 году Никифором Сюткиным, рабочим государственного Миасского золотого прииска. Он находился на глубине 3,2 метра и весил 36,015 кг. Эту находку назвали «Большой треугольник» и под охраной перевезли в Санкт-Петербург, где он попал в «драгоценную минералогическую коллекцию» Горного музея. В конце марта 1918 года, советское правительство вывезло его в Москву, вместе с другими наиболее ценными экспонаты музея. Самородок представляет собой уплощенную массу кристаллического золота в виде прямоугольного треугольника, с размерами катетов 27,5 и 31 см. Чистота этого самородка составляет 91 % чистого золота и лишь 9 % его веса приходится на примеси, т.е. его проба приближена к 916 (917) или 22 К по каратной системе.





Карта России, выложенная из алмазов


карта из алмазов.jpg

Внимание посетителей неизменно привлекает один из самых необычных экспонатов выставки – карта России, выложенная из драгоценных камней. В ней запечатлены основные центры добычи драгоценных минералов. 

Дорожка из зеленых и коричневых камней – Урал, известный на весь мир своими месторождениями минералов ювелирного качества. Первые алмазы в России были обнаружены в начале июля 1829 года 14-летним мальчиком Павлом Поповым на Крестовоздвиженском прииске на Южном Урале, где он вместе со своим отцом, мастером, чистил золото. Такие находки были случайными, и до 1917 года было найдено всего около 250 кристаллов очень высокого ювелирного качества, до 25 карат. Геологоразведочные работы на кимберлитовые трубки на Урале продолжаются и по сей день.

Якутский город Мирный, отмеченный на карте черным бриллиантом, также является центром алмазодобывающей промышленности Российской Федерации. Первая кимберлитовая трубка в нашей стране была открыта геологом Л.А. Попугаевой в Якутии в 1954 году. Эта трубка была названа «Зарница», а через год было открыто богатейшее месторождение алмазов – трубка «Мир». 

Отдельным кристаллом отмечено месторождение им. М. В. Ломоносова, находящееся в Архангельской области – единственное место в Европе, где добываются алмазы ювелирного и около ювелирного качества.

Красный рубин на месте Москвы символизирует кремлевские звезды столицы.





Императорский скипетр Екатерины II


скипетр.jpg

Императорский скипетр – одно из главных украшений монархов Российской империи, изготовленное Леопольдом Пфистерером для Екатерины Великой в 1762 году. К своей коронации Екатерина II приказала изготовить новый скипетр и державу в европейском стиле. В царствование Павла I сфера была дополнена великолепным синим сапфиром. В 1774 году он был дополнен легендарным бриллиантом «Орлов». Этот замечательный камень весом около 200 карат имеет долгую и загадочную историю.

Бриллиант «Орлов» – белый, с голубоватым и зеленоватым оттенками, камень, о котором ходит множество легенд, – был обнаружен в шахте в Индии в XVII веке и первоначально весил около 400 каратов, но после огранки в форме «высокой розы» его вес уменьшился до 189,62 карата. 

После Октябрьской революции скипетр был перевезен в Гохран, а с 1967 года в Оружейную палату, в экспозицию коронных регалий Алмазного фонда. 

Длина скипетра составляет 59,5 см.

Гладкая полированная золотая поверхность скипетра прерывается ободком из восьми бриллиантов, а на рукоятке выгравирован вертикальными желобками, усиливающими игру света и тени.

Скипетр венчает литой золотой двуглавый орел – герб Российской империи, украшенный чёрной эмалью и бриллиантами.





Изумруд «Зелёная королева» 


зеленая королева.jpg

Среди драгоценных сокровищ, хранящихся в Алмазном фонде России, брошь с гигантским изумрудом, известным как «Зеленая королева», выделяется своей красотой и элегантностью.

Происхождение «Зеленой королевы» окутано тайной. Известно лишь, что он был найден в XVI или XVII веке в далекой Колумбии. По одной из легенд, изумруд хранился в одном из языческих храмов, откуда его вывезли в Европу конкистадоры.

По словам Александра Ферсмана, выдающегося советского минералога, камень является единственным в своем роде и при своих видных размерах абсолютно прозрачен. Это главный критерий качества. 

Идеальный изумруд – равномерно распределенный, насыщенного цвета, прозрачный камень. Такие крупные, безупречные изумруды весом от пяти карат стоят дороже некоторых алмазов. Изумруд «Зеленая королева» был именно таким. Его глубокий цвет приятно успокаивает глаз.

Неизвестно, когда и кем был обработан этот изумруд и инкрустирован в брошь. Что мы знаем, так это что во второй четверти XIX века «Зеленая королева» находилась в коллекции драгоценностей великой княгини Александры Иосифовны, жены великого князя Константина Николаевича, брата царя Александра II.

В настоящее время «Зеленая королева» считается одним из семи исторических драгоценных камней Российского алмазного фонда. Ни один другой камень в мире не может сравниться с ним по редкой чистоте. Изумруд весом 136,25 карата обрамлен бриллиантами, золотом и серебром.






Браслет с портретным алмазом


портретный алмаз.jpg

Похоже, что мы смотрим на портрет императора Александра I под стеклом, но это, так называемый портретный алмаз, крайне редко встречающийся в природе. Для того чтобы изображение сохранилось, алмаз должен быть идеально ровным и незамутненным. В настоящее время это самый большой в мире портретный алмаз. Его ширина составляет 2,9 см, а высота – 4 см. Сам алмаз весит почти 25 каратов (около 5 граммов).

Русский портретный бриллиант выполнен в старинной индийской технике огранки, при которой кристалл разрезается на тонкие слои различной формы, включая прямоугольники, груши, овалы и т.д. Верхняя и нижняя поверхности портретных бриллиантов полируются, а боковые грани утончаются.

Такие бриллианты использовались для покрытия миниатюрных изображений и вскоре стали известны как «портретные бриллианты». Для портретных бриллиантов подходили только высококачественные бесцветные алмазы, так как они отражали всю тонкость изображения под портретом. 

Алмаз с портретом российского императора – абсолютно плоский бриллиант грушевидной формы цвета D, высокой прозрачности, без внутренних дефектов и включений, весом от 25-27 карат, размером 40 х 29 мм, общей площадью 7,5 см².

Под бриллиантом находится миниатюрный портрет Александра I на слоновой кости работы английского художника Джорджа Доу, посетившего Россию в начале 1819 года.

Russian Table Portrait Diamond, как его официально называют, украшает золотой браслет в готическом стиле, инкрустированный также изумрудами и покрытый эмалью.



Вернуться к списку новостей